Позиция ЗАО «Техкрим» по случаям отказа в выдаче, переоформлении или продлении срока действия разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения

В течение последних двух месяцев среди владельцев огнестрельного оружия ограниченного поражения (далее — ОООП), в том числе изготовленного нашим предприятием, обсуждается информация об отказах территориальных органов Росгвардии в выдаче, переоформлении или продлении срока действия разрешений на хранение и ношение ОООП на основании заключений сотрудников Росгвардии о несоответствии оружия, предъявляемого заявителями для осмотра, криминалистическим требованиям, утвержденным приказом МВД России от 7 июня 2022 г. № 403.

ЗАО «Техкрим» не располагает какими-либо официальными документами, свидетельствующими о таких случаях или объясняющими действия сотрудников территориальных органов Росгвардии. Тем не менее, продолжающееся обсуждение проблемы свидетельствует о ее наличии. Мы посчитали необходимым изложить свою точку зрения по этому поводу.

  1. Приказ МВД России от 7 июня 2022 г. № 403 «Об утверждении Криминалистических требований к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему» вступил в силу с 29 июня 2022 года. Приказ существенно увеличил количество ограничивающих требований ко всем типам оружия в сравнении в ранее действующим и утратившим силу приказом МВД России от 30 июня 2017 г. № 429. Вместе с новыми требованиями Экспертно-криминалистический центр МВД России де-факто ужесточил и методы проведения экспертных исследований в целях определения соответствия криминалистическим требованиям.

Нормативные правовые акты Российской Федерации:

— Конституция Российской Федерации, статья 54;

— Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 4;

— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 1.7;

— Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 10

устанавливают условия действия нормы права в отношении событий, которые имели место до вступления этой нормы в силу: нормативные правовые акты, отягчающие ответственность или иным образом ухудшающие положение лица, обратной силы не имеют.

  1. Согласно части второй статьи 7 Федерального закона «Об оружии» (а также утвержденным в соответствии с ней приказами МВД России от 15 июня 2022 г. № 423 и от 29 июня 2022 г. № 486) исследования в целях определения соответствия гражданского и служебного оружия криминалистическим требованиям проводит только федеральное государственное казенное учреждение «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ЭКЦ МВД России) перед обязательным подтверждением соответствия (сертификацией). Получается, что продукция, которая соответствует криминалистическим требованиям, может быть идентифицирована только по сертификатам соответствия, которые на нее распространяются.

На этом основании предприятия-поставщики оружия приводили свои изделия в соответствие изменившимся криминалистическим требованиям к предстоящей сертификации. И должностные лица ЭКЦ МВД России неоднократно оговаривали, что у изготовителей имеется время совместно с экспертами Центра изменить конструкцию изделий к последующей сертификации.

На наш взгляд, позиция сотрудников Росгвардии о несоответствии изделий, выпущенных в обращение с действующими сертификатами, является неправомерной.

  1. По имеющимся сообщениям граждан внимание сотрудников Росгвардии при принятии решения об отказе в выдаче, переоформлении или продлении срока действия разрешения на хранение и ношение ОООП сосредоточено на единственном требовании, включенном в приказ МВД России от 7 июня 2022 г. № 403:

ОООП «не должно иметь конструкцию, позволяющую без необратимых изменений отсоединить ствол от корпусной детали или затвора. Фиксация должна быть осуществлена стальными штифтами, не позволяющими без необратимых изменений их извлечение».

Но такой избирательный подход создает почву для новых отказов в будущем и не только для владельцев ОООП.

Например:

— приказом МВД России от 7 июня 2022 г. № 403 изменены условия измерения длин огнестрельного длинноствольного оружия;

— пневматическое оружие в соответствии с действующими криминалистическими требованиями «не должно иметь разборную конструкцию частей и механизмов, влияющих на дульную энергию выстрела»;

— со временем может появиться возможность заменяемости деталей ОООП с деталями огнестрельного оружия.

Несоответствия этим требованиям оружия, находящегося в обороте, также позволяют отказать в оформлении разрешений на хранение?

  1. Выдача, переоформление или продление срока действия разрешения на хранение и ношение ОООП осуществляются в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Росгвардии от 26 июня 2018 г. № 221.

Пункт 14 регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги:

— представление документов, предусмотренных пунктом 9 регламента, не в полном объеме;

— неуплата государственной пошлины;

— основания, предусмотренные частью четвертой статьи 9 Федерального закона «Об оружии».

Регламент, на наш взгляд, не дает возможность отказа в выдаче, переоформлении или продлении срока действия разрешения на хранение и ношение ОООП на основании заключения сотрудника Росгвардии о несоответствии оружия криминалистическим требованиям МВД России. Такой отказ создает риск для владельца оружия нарушить правила оборота оружия и быть подвергнутым соответствующему наказанию, но из-за причин, от него, возможно, не зависящих.

Административным регламентом предусмотрен визуальный осмотр «на предмет выявления ограничений, установленных законодательством Российской Федерации» (статьей 6 Федерального закона «Об оружии»), но регламент не связывает результаты этого осмотра с принятием решения о выдаче, переоформлении или продлении срока действия разрешения на хранение и ношение оружия.

  1. Владельцы ОООП начали обращаться к нам с просьбой выполнить работы по приведению имеющегося у них оружия в соответствие с требованиями сотрудников территориальных органов Росгвардии и обеспечить невозможность «отсоединить ствол от корпусной детали или затвора», передав изделия по направлению на ремонт.

Сделать это технически возможно, однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об оружии»:

«ремонт оружия — приведение оружия в рабочее состояние путем устранения неисправностей его частей или их замены, а также восстановление внешнего вида и элементов художественной отделки оружия.»

Обеспечение невозможности отсоединения ствола не является приведением оружия в рабочее состояние или устранением неисправности (иначе — устранением несоответствия конструкторской документации) его частей. Более того, это требует замены или изменения формы и (или) размеров основных частей огнестрельного оружия, то есть, согласно тому же закону, именуется «переделкой оружия», которая запрещена согласно пункту 15 статьи 6 Федерального закона «Об оружии».

Изготовители оружия, в том числе ОООП, также как и владельцы ожидают открытых разъяснений Росгвардии о том, действительно ли принимаются решения об отказе в выдаче, переоформлении или продлении срока действия разрешения на хранение и ношение на основании заключений сотрудников Росгвардии о несоответствии ОООП криминалистическим требованиям, какими положениями нормативных правовых актов обосновываются эти отказы, будет ли этот подход распространяться на другие типы оружия и связываться с другими криминалистическими требованиями, каким представляется разрешение сложившейся ситуации. Соответствующий запрос направлен нами в Главное управление государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии.